Микеланджело Антониони
Некоторые цитаты из книги
«Антониони об Антониони»,
М., «Радуга», 1986.



Статьи. Эссе.

Снимать фильм означает для меня жить. 1949 г.

«Это искренность, это (так или иначе) воссоздание своей автобиографии, это переливание в бочку фильма всего вина нашей жизни – что это как не способ участия в самой жизни, возможность внести свой вклад в наследство, которое мы оставляем, - о богатстве или бедности его судить другим…»

«Что беспокоит современного человека? Какой отклик находят в его душе происходящие в мире события? Вот те вопросы, которые мы должны ставить перед собой в своем творчестве…»

«Если у режиссера есть мысли и он искренен в своем творчестве, он всегда реализует себя. Важно при этом, чтобы сюжет подкреплялся трезвым и уравновешенным сознанием».

«Кинематограф, который мне нравится, - это такой кинематограф, в котором образы создают ощущение правды, не теряя при этом силы воздействия. Не нужно никакой чрезмерной увлеченности, восторгов и интеллектуальных причуд; что нужно действительно уметь – так это смотреть в лицо фактам, не отводя взгляда».

«Не помню, кто сказал, что книги – и фильмы, добавлю я от себя, - должны быть судимы как преступления представителями судебных властей и в присутствии присяжных заседателей, но что при этом нужно заслушивать как обвинение, так и защиту».

Болезнь чувств. 1961 г.

Чтобы достигнуть необходимой простоты, «от фильма к фильму я все больше устранял то, что мне казалось изобразительной перегруженностью и вычурностью».

Антониони пишет, что сознательно использует некоторые «ошибки», например в восьмерке.
«Я считаю, что сегодня кинематограф должен ориентироваться на правду жизни, а не на собственную логику».

О музыке в кино:
«…должен, однако, сказать, что еще не написана настоящая музыка для кинематографа. Может быть, мы придем к этому. Музыка, которая может быть выхвачена из фильма, существовать отдельно от него, записываться на пластинку и иметь самостоятельную ценность, - эта музыка не для кино».

Кинематограф по Антониони.

Антониони говорит, что отправной точкой кинофильма может быть что угодно. Важно лишь как автор отбирает, стилизует, пропускает через себя жизненный факт. Если ему это удалось, источник не важен. В конце концов, гораздо проще самому придумать историю полностью.
Для меня работа – самая важная вещь в жизни, пишет Антониони.
«Если у вас есть враг, не пытайтесь его поколотить, не оскорбляйте его… Просто пожелайте ему остаться без работы».

«Любые каникулы, даже самые чудесные, имеют смысл только в противопоставлении усталости».

«Рассмотрение режиссуры как одной из фаз работы… противоречит идее творческого единства, к которому стремится в своей деятельности любой художник».

«Я делаю раскадровку, глядя в глазок камеры».

Размышления об актере. 1961 г.

«Актер кино не должен мыслить, он должен существовать».
Антониони пишет, что актер должен быть простодушным, больше разрабатывать собственную фантазию, а режиссер должен стимулировать актера незаметно, исподволь. Расшевеливать чувства, а не разум. Выслушивать актера, давать ошибаться, использовать его ошибки в фильме. Это относится и к непрофессиональным актерам и профессиональным. Даже к великим.
«Я спрашиваю себя, а может ли быть великий киноактер? Рефлектирующий актер в глубине души надеется на то, что он великий. Но эти амбиции тяжелое бремя для актера, они лишают его исполнение искренности, правдивости…Простота – наилучшее средство для достижения правды образа».
«Конечно, актер может оказаться настолько умен, что ему удастся преодолеть собственную природу и найти правильный путь, но это лишь доказало бы, что актер своим умом дошел до вышеизложенного метода. Либо что у этого актера – данные режиссера».

Продолжение следует…



Сайт создан в системе uCoz