Сергей Бондарчук
Из книги "Желание чуда" Москва, "Молодая гвардия",1984

"ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ"

Некоторые ответы.

Вопрос. Какое качество необходимо, на ваш взгляд, современному режиссеру более всего? Талант подразумевается.
Ответ.
Мировоззрение. Определенность. Ясность. Любовь к правде.

Вопрос. Идеальный режиссер с точки зрения актера?
Ответ.
Режиссер, который знает, понимает, чувствует природу актерского творчества и исходит из нее. Задача воплощения человеческого характера возложена непосредственно на актера. процесс рождения образа должен протекать также естественно, как развивается растение из семени, из ростка. Режиссер, не посягающий на естественность этого процесса, но лишь направляющий его как хороший садовник, - это и есть мой идеал режиссера.

Вопрос. Идеальный актер с точки зрения режиссера?
Ответ.
Актер-художник, а не актер-исполнитель. Тот, у кого есть своя позиция в искусстве, кого можно назвать личностью, а не лицедеем. Признаю только актеров школы переживания. Идеальным мне кажется мочаловское, шаляпинское начало. Верю в эмоциональную природу искусства и обращаюсь прежде всего к сердцу зрителя. Отсюда и мои требования к актеру: не изображать человека, а стать им. И еще одно качество чрезвычайно ценю - самобытность. Если же говорить об идеальном актере, то мог бы назвать Бориса Добронравова, этого замечательного мхатовского артиста, роли которого - Войницкий в "Дяде Ване", царь Федор - остались в моей памяти.

"Кино - это величайшее оружие культуры. Оно может возвышать человека и опустошать душу, калечить его психику".

"...Я видел на Западе фильмы, где экран заливают потоки грязи. Копание в грязи становится самозабвенным, исступленным. Чтобы произвести впечатление, перещеголять других, приходится изощряться все больше и больше. Начинается какое-то чудовищное состязание - кто эффектнее отличится в выкапывании отталкивающего, отвратительного, гнусного, кто вытащит самое дикое, безобразное, жестокое.
Целиком согласен с теми, кто считает неумеренное увлечение эротикой в искусстве признаком творческого бессилия. способом подхлестнуть увядшие эмоции, взвинтить притупившиеся нервы. Это старость искусства, его нравственое одряхление.
Аморальность и жестокость выискиваются в характерах людей, их выдают за нечто неотъемлемое в человеческой природе, врожденное и неискоренимое.
Вот девочка двенадцати лет - это фурия, исчадие ада. Вот двадцатилетний парень - никаких представлений о моральных нормах, все дозволено, что помогает развлечься, убить время. Кино вводит зло в моду, развращает злом, сеет жестокость и человеконенавистничество. Это путь, ведущий к катастрофе.
Добра стали стесняться. В ходу насмешки: сосунки, вы показываете жизнь в розовых красках, это же младенчество. И неустойчивые пугаются, спешат доказать свою "зрелость", включаясь в соревнование в жестокости. Это похоже на засасывающую трясину.
И когда кино, либо идя на поводу у тех, кому это на руку, либо в силу бездумного подражания, погружается в стихию зла, на все лады его смакуя, зло в мире увеличивается.
С радостью думаю о том, что советские люди ограждены законом, Конституцией от подобного рода "искусства". Вот и получается, что законы моего государства - это законы моей собственной совести..."

"Главная цель искусства - объединение людей, а не разъединение. К сожалению, некоторые вещи, идущие в театре или кино, разобщают людей, приводят их в состояние озлобленности. И хотя мы твердим, что человек человеку - товарищ, друг, брат, но иногда делаем наоборот. Подозрительность вызываем, недоверие к человеку. Сеем не добрые семена, а злые. Не все, конечно, но есть такие, которые даже это облекают в "доказательную" теорию. И как только объявляется добро, которое всех радует, то говорит:"Ну, это уже старо, человек настолько сложен и нехорош, а вы тут сюсюкаете""

"Личность развивается гармонично только тогда, когда постигает окружающую действительность дополняющими друг друга путями научного и художественного, образного познания. человек, ограничивающий себя чисто практической сферой, производственными, "деловыми" интересами, только рациональным подходом к жизни, считающий искусство "пустой тратой времени" незаметно обкрадывает себя, обедняет свой эмоциональный мир..."

"Слово, не преобразованное в действие, мертво. кроме рассуждений об искусстве, надо уметь делать это искусство. Мастерство в нашей профессии слагается из простых истин: мировоззрение творца, знание жизни, людей и своей профессии...
Знать свою профессию - это умение...
Точо выбрать сценарий, то есть по этому замыслу я буду снимать фильм, а по этому не буду.
Собрать группу единомышленников, людей взволнованных, заинтересованных в создании такой картины.
Выбрать актеров.
Заразить весь съемочный коллектив своим видением будущего фильма.
Снять его на уровне задуманного.
И наконец, умение смонтировать фильм. И конечно же, сдать.
Всему этому надо постоянно, всю жизнь учиться."

"В съемочной группе фильма "Война и мир" на стене висел лист бумаги со словами Л.Н.Толстого:
"Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит, или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках".
Не в этом ли ответ на вопрос, что нужно зрителю, каким должно быть произведение искусства, адресованное ему?...
...фильм с заданной и специально оформленной для него авторской моралью, какой бы высоконравственной она ни была, не впечатляет. Зритель не хочет этой морали..."



Сайт создан в системе uCoz