Сергей Урусевский
Из книги "С кинокамерой и за мольбертом" Москва, Алгоритм, 2002

"Творческие принципы. Опыт операторской профессии. Рабочие заготовки."

Некоторые цитаты из раздела.

"Родилась новая профессия оператора, но не техника-фиксатора, а художника, воплощающего свои замыслы при помощи техники.
Характер изображения, изобразительное решение фильма зависит не только от творческих, индивидуальных особенностей оператора (что, вообще говоря является основным и решающим), но и от
идейного замысла, драматургии, темы;
жанра (Пырьев, Павлов "Кубанские казаки");
особенностей и характера работы режиссера, так как нельзя решать изобразительные задачи без участия режиссера, скидывая со счетов манеру и стиль его работы (Донской - романтическая приподнятость, некоторая гиперболизация изображения, обилие крупных планов, пейзажей, некоторая условность, Райзман - литературно-актерское поэтическое решение, панорамы, средние планы);
от активности участия художника
и, наконец, от оператора как художника, его творческих обязанностей, манеры и стиля работ, мировоззрения, умения строить композицию, колорит, пространство, ритм, движение, от его темперамента и пр. и пр. - то, что является решающим в любом настоящем искусстве..." стр 140

"Только если оператор всем сердцем, всей трепетностью своего творческого состояния, не побоимся банального слова "вдохновение", будет создавать изображение, только тогда, когда он будет снимать не декорацию, построенную художником и наполненную актерами, а что-то третье - идею; когда само изображение как пластическое средство будет насыщено эмоционально, - только тогда можно говорить, что есть основание для выражения на экране мысли автора...
В огромной и решающей степени все зависит от личного таланта оператора как художника...
Поменьше "теоретизировать". Побольше страстности."
"Какие бы гениальные эскизы ни были сделаны художниками, если не будет трепетного художника-оператора, из съемки ничего не выйдет" стр 142

"... Изображение должно служить решению идеи, а не подчиняться только литературному иллюстрированию. Я имею в виду не насыщение картины красивыми пейзажами, а решение изобразительное по существу, поскольку мы имеем дело в первую очередь с кино как изобразительным искусством, а не способом по необходимости пассивно иллюстрировать фотографиями происходящее."

"Наивно предполагать, что процесс съемки есть процесс только осуществления замыслов, фиксация их. Нет! Съемочный процесс - это этап сугубо творческий, где продолжают решаться проблемы. Съемка - не итог всей подготовительной работы, а последний, самый ответственный и самый волнующий творческий процесс, последний этап в создании фильма."

"Уже в драматургии должны быть заложены и учтены основы изобразительного решения фильма. Мне кажется, что автор, работающий для кинематографии, писать должен не вообще, абстрактно, с расчетом на дальнейшую работу режиссера, а писать для экрана. Поэтому он должен в процессе написания как бы "видеть на экране" свой будущий фильм. В этом и заключается вся специфика работы писателя-драматурга в кино. Если он обладает способностью зрительно просматривать создаваемый им сценарный план, то невольно и неизбежно писатель "учтет" все особенности кино как искусства.
Изобразительную сторону нельзя оставлять для "специалистов", писатель - режиссеру, а режиссер - оператору-художнику. Настоящее произведение киноискусства тогда только будет полноценным, если все средства выразительности будут использованы и учтены в самом начале работы, иначе это будет "экранизация"... Надо мыслить и видеть пластически."

"Кино - искусство коллективное, синтетическое...Режиссер является основной направляющей, координирующей силой. Однако это не значит, что режиссер все за всех делает. Или что остальные являются техническими воплотителями творческих замыслов режиссера. Коллектив творческий! Коллектив, состоящий из целого ряда профессий, работающих над картиной и взаимно влияющих друг на друга. Однако не может одна профессия "заменить" другую. Это оркестр, в котором каждый инструмент в полную силу своего таланта ведет свою партию, сливающуюся в общем потоке, эмоционально воздействующем на зрителя..."



Сайт создан в системе uCoz